суббота, 14 мая 2011 г.

Бахчисарай: Чуфут-Кале


Как добраться: от Успенского монастыря прямо, пропустить невозможно.

Немного истории: Согласно наиболее распространенной версии в 6 веке византийцы основывают на платообразной вершине горы небольшую крепость. Гарнизон этой крепости составили местные жители гото-аланы, являющиеся федератами Византийской империи. Первые пещеры и колодцы вырубаются именно в это время. Хотя существует и другая версия, которую историки называют маловероятной, - согласно ей городище возникло в период между 9 и 12 веками.


В 7 веке вокруг городища возводится оборонительная стена, которая как раз сохранилась и до наших дней. В 8 веке крепость переходит во владение хазар. В период с 9 по 13 века возведенная крепость и стена, о поселении которых имеется самая скудная информация, используется жителями окрестных селений в периоды военной опасности, когда нужно было укрыть свое имущество и спасти свою жизнь.

Первое письменное упоминание о городище относится к 1299 году, когда оно всплывает в летописях под названием Кырк-Ор (Кырк-Йер), что с татарского переводится как сорок крепостей. Прежнее название города историки не смогли установить. В этот же период город захватывают золотоордынцы пол предводительством эмира Ногая, в результате чего, город остается разграбленным и отчасти разрушенным.
В 14 веке крепостью владеет династия татарских беков Яшлау.
В 15 веке Крымское ханство добивается независимости от Золотой Орды, и Кырк-Ор становится столицей Крымского ханства и даже резиденцией первых ханов – Хаджи-Гирей и Менгли-Гирея (которые известны нам из легенды об основании ханского дворца в Бахчисарае). Это время становится периодом расцвета города, его площадь увеличивается в два раза за счет новой оборонительной стены с восточной стороны городища. В1454 году здесь начинается выпуск собственных денег, на которых обозначалось даже название города. 

В 16 веке столица Крымского ханства переносится в «свежевозведенный» Бахчисарай, в результате чего, вслед за резиденцией, практически вся мусульманская часть населения города покидает его, переезжая в Бахчисарай. Медленно, но верно, город полностью переходит во владение караимов (про караимов - http://kale.at.ua/)  и получает новое название Чуфут-Кале, что в переводе звучит как иудейская крепость. Но несмотря на это, еще длительное время судья и начальник крепости назначаются из числа татар, а крепость продолжает использоваться татарами, только теперь не в качестве жилья, а в качестве склада оружия и убежища на случай междоусобных конфликтов.

После 1783 года, когда Крым стал частью России, жители постепенно уходят из Чуфуи-Кале. Главной причиной этого стало снятие с караимов официального запрета на поселение в других городах Крыма и России.

В середине 19 века Чуфут-Кале покинул последний житель. Население окрестных деревень без особых зазрений совести разбирает строения на камень для собственных нужд.
Интересно, что статус пещерного города в данном случае, равно как и во всех остальных, условен. Дело в том, что такие города были обычными. То есть, жители в них проживали в традиционных наземных постройках. Вырубленные в большом количестве пещеры служили исключительно в хозяйственных и военных целях. Многие из пещер представляли собой монастыри и кельи монахов-отшельников.
На поверхности плато, где расположился Чуфут-Кале, всего было найдено около 100 пещер. Все городище делится на три части, каждая из которых отражает отдельный исторический период его развития. Это Бурунчак, Старый и Новый город. Вся территория города покрыта развалинами домов, если забрести по одной из тропинок вглубь города, можно представить себя героем исторического фильма или даже фэнтези. Руины, по которым отчетливо можно разглядеть планировку города, покрыты густым мхом изумрудного цвета и зарослью молодых деревьев.

На всем этом великолепии играют солнечные зайчики и создается совершенно непередаваемая атмосфера сказки.

По дороге в городище вы встретите братскую могилу времен Крымской войны.  А еще дальше захоронение солдат, погибших в 1944 году, в результате военных операций по освобождению Севастополя. Чуть далее, если приглядеться – слева, в зарослях деревьев, видны то ли склепы, то ли кельи. Скорее всего кельи, поскольку внутри есть что-то похожее на лежанку, окно и вообще все выглядит так, как будто там можно было жить.
Дальше по дороге вы встретите много-много торговцев сувенирами и всяческими прелестными штучками. Удержаться от покупки очень трудно, поэтому приготовьтесь, что по дороге на Чуфут-Кале вы немного принарядитесь. Справа можно разглядеть полуразрушенные ворота старого мусульманского кладбища.
Двигаясь дальше, вы увидите большую старую дорогу, по которой во время процветания города, передвигались повозки. А еще вы встретите уникальный колодец Тик-Кую, что в переводе означает прямой колодец. Его обнаружили только в конце 1990-х годов. Туда проводятся экскурсии, стоит сходить.

В город существует два входа. Удобнее зайти через южные ворота, откуда в-общем то все и заходят. Билет – 30 гривен.
Повсюду шныряют изумрудные ящерки, высовывают свои мордочки из расщелин, наблюдают и прыгают почти под ноги.

В городе можно бродить очень долго, возьмите с собой перекусить. Легкий пикник на краю 500-метрового обрыва – это ни с чем невозможно сравнить. Пещеры конечно находяться в таком состоянии, что в них страшновато заходить. Кажется, что камни сводов держаться на честном слове. Вообще, прежде чем заходить в сам город, можно обойти его вокруг, поскольку кельи монахов, огромный водосборный бассейн и некоторые хозяйственные помещения находятся именно за оборонительной стеной. 
Ближе к восточным воротам вы обнаружите мавзолей Джанике-Ханым – дочери местного хана. С этой особой связано огромное количество легенд, и о том, как она спасла город от жажды и сама умерла, и том как она сбросилась с любимым со скалы, и том как погибла, сражаясь с врагами. В-общем, список можно продолжать бесконечно. На самом же деле, она благополучно дожила аж до 54 лет и на протяжении всей своей жизни пользовалась огромным авторитетом среди мусульманского населения. Это объяснялось не только ее дипломатическими заслугами, но и тем фактом, что она в одиночку совершила паломничество в Мекку.

Еще интересный факт: после присоединения Крыма к России, Чуфут-Кале стал настоящей достопримечательностью. Так что, начиная с Екатерины II, кроме Павла I, здесь были все российские императоры.
А еще в Чуфут-Кале сохранился дом Авраама Самуила Фирковича. Это человек интересен тем, что он увлекался историей караимов, более того, он был настоящим «заядлым» коллекционером и очень усердно и кропотливо собирал караимские рукописи. В 1850 году он поселился на Чуфут-Кале, где продолжил свою научную деятельность, изучая надписи надгробий караимского кладбища в Иосафатовой долине ( о которой я расскажу в следующем посте), где он был и похоронен в 1874 году. Самое удивительное то, что за свою жизнь он собрал столько древних книг и рукописей, что они заняли два огромных зала императорской публичной библиотеки в Санкт-Петербурге.
А еще именно в Чуфут-Кале появилась первая в Крыму типография, что случилось в 1731 году. Специально из Венеции для нее выписали деревянный древнееврейский шрифт. В основном в ней печатались религиозные книги, на некоторых из которых указывалось место создания – «Кале». Последнее издание было выпущено в 1805 году, после чего типография переехала в Евпаторию. К несчастью, археологи не смогли найти место расположения типографии.



Комментариев нет:

Отправить комментарий